‎Положение структурного подразделения МБОУ «Центр образования № 11» — территориальной психолого-медико-педагогической комиссии муниципального образования города Черкесска.

  1. Общие положения.

1.1. Настоящий Порядок регламентирует деятельность Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии муниципального образования

города Черкесска и проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей (далее Комиссия).

1.2. Комиссия создается в целях  своевременного  выявления  детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее именуется — обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

1.3. Комиссия  осуществляет свою деятельность на территории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 11» г. Черкесска.

1.4. Место нахождения Комиссии: 369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Кочубея, 28, тел: 8(8782)20-71-83 , e-mail: mousosh1151@mail.ru

1.5. Комиссия действует в рамках полномочий, определенных настоящим порядком  и осуществляет свою деятельность на территории Карачаево-Черкесской Республики.
1.6. В своей деятельности Комиссия руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, действующими законодательными актами Российской Федерации в сфере образования, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», нормативными правовыми документами, регламентирующими деятельность Комиссии на территории Карачаево-Черкесской республики, настоящим Порядком.

1.7 Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и организациями образования, здравоохранения, социальной защиты населения, по вопросам всесторонней помощи детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам.

1.8. Информация о проведении обследования детей в Комиссии,  результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей в Комиссии, является конфиденциальной.

Предоставление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) детей третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации

Состав, структура и порядок работы Комиссии.

2.1. Комиссию возглавляет председатель.

В состав Комиссии входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. Комиссия создается распоряжением мэрии муниципального образования г. Черкесска.

2.2. Комиссия состоит из председателя  Комиссии, заместителя председателя Комиссии, членов Комиссии.

2.3. Председатель  Комиссии:

— осуществляет запись граждан для обследования в Комиссию;

— информирует родителей (законных представителей), членов Комиссии, о времени и месте проведения заседания Комиссии;

— оформляет протокол обследования ребенка и заключение;

— ведет журналы: записи учета детей на обследование и учета детей, прошедших обследование.

— осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии;

— ведет заседания Комиссии;

— подписывает от имени Комиссии необходимые документы;

— организует внеплановые (внеочередные) заседания Комиссии;

— в пределах своей компетенции осуществляет взаимодействие с заинтересованными организациями, учреждениями.

2.4. Заместитель председателя  Комиссии:

— исполняет обязанности руководителя Комиссии в случае его отсутствия;

— готовит пакет документов, необходимых для вынесения заключения Комиссии;

2.5. Члены Комиссии:

— участвуют в заседаниях лично, делегирование своих полномочий другим лицам не допускается;

— анализируют результаты комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка;

— по результатам обсуждения и анализа документов, представленных в Комиссию, беседы с родителями (законными представителями) ребенка вносят в протокол обследования ребенка соответствующее заключение.

2.7. Руководитель Комиссии, заместитель руководителя Комиссии, члены Комиссии обязаны соблюдать требования законодательства Российской Федерации о персональных данных.

2.8. Порядок работы Комиссии:

Общее руководство деятельностью Комиссии осуществляет председатель , а в его отсутствие – заместитель  председателя.

Заседание Комиссии считается правомочным при наличии не менее 2/3 членов Комиссии от основного состава.

 

III. Основные направления деятельности и права Комиссии.

3.1. Основными направлениями деятельности Комиссии являются:

— проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее — обследование) детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

— подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных Комиссией рекомендаций;

— осуществление учета данных о детях и подростках с ограниченными возможностями здоровья, и (или) девиантным (общественно опасным) поведением проживающих на территории Карачаево-Черкесской Республики;

— оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

— оказание федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

— участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

— координация и организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий;

— проведение обследования детей по направлению территориальных комиссий, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) детей заключений территориальных комиссий.

3.2. Комиссия имеет право:

— запрашивать у органов, организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления своей деятельности;

— осуществлять мониторинг исполнения рекомендаций Комиссии по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей в образовательных организациях, а также в семье (с согласия родителей (законных представителей) детей);

3.3. Комиссия  при оформлении документов использует печать Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г. Черкесска.

3.4. Комиссия имеет печать и бланки со своим наименованием.

3.5. Комиссия обеспечивается необходимыми помещениями, оборудованием, компьютерной и оргтехникой для организации своей деятельности.

 

  1. Организация деятельности Комиссии.

4.1. Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в Комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).

Медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) в Комиссии осуществляется на безвозмездной основе.

 

4.2. Для проведения обследования ребенка в Комиссии его родители (законные представители) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий их личность, а также документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, и представляют следующие документы:

1) заявление родителя (законного представителя) о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в Комиссии, приложение 1;

2) заявление обучающегося старше 15 лет  на проведение обследования, приложение 2;

3) согласие родителя (законного представителя) на обработку персональных данных ребенка, приложение 3;

4) согласие на обработку персональных данных родителя (законного представителя) или совершеннолетнего обучающегося, приложение 4;

5)  копия паспорта и свидетельства о рождении ребенка;

6) копию справки бюро медико-социальной экспертизы и индивидуальную программу реабилитации (абилитации) для детей-инвалидов, инвалидов;

7) направление в Комиссию   образовательной организации, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинской организаций, других организаций (при наличии);

8) представление  психолого-педагогического консилиума образовательной организации   (при наличии);

9) заключение (заключения) Комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при повторном посещении Комиссии) (при наличии);

10) подробную выписку из истории развития ребенка с заключением врачей, наблюдающих ребенка в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства (регистрации), приложение 5.

Оригинал Выписки предоставляется родителями (законными представителями) ребенка на Комиссию и хранится в Карте ребенка;                                                                                         11) письменные работы по русскому языку, математике, рисунки и другие виды самостоятельной деятельности ребенка (текущего года обучения).

12) Характеристика на обучающегося, выданная образовательной организацией ,приложение 6.

При необходимости Комиссия запрашивает у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке.

Запись на проведение обследования ребенка в Комиссии осуществляется при подаче документов.

4.3. Информирование родителей (законных представителей) ребенка о дате, времени, месте и порядке проведения обследования, а также об их правах и правах ребенка, связанных с проведением обследования, осуществляется  Комиссией в 5-дневный срок с момента подачи документов для проведения обследования.

4.4. Обследование детей проводится каждым специалистом Комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов Комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяется исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.

4.5. В ходе обследования ребенка ведется протокол, в котором указываются сведения о ребенке, специалистах Комиссии, перечень документов, представленных для проведения обследования, результаты обследования ребенка специалистами, выводы специалистов, особые мнения специалистов (при наличии) и другая информация, послужившая основанием для вынесения заключения (с 01.09.2019  заключение формируются в Автоматизированной информационной системе «ПМПК»).

4.6. В заключении Комиссия указывает:

— обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии, либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

— рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования;

— нуждается или не нуждается в создании условий при проведении ГИА.

4.7. В сложных случаях Комиссия может провести дополнительное обследование ребенка в другой день, а территориальные комиссии могут направить ребенка для проведения обследования в Комиссию.

Обсуждение результатов обследования и вынесение заключения Комиссии производятся в отсутствие детей.

4.8. По результатам рассмотрения документов на заседаниях Комиссии составляется протокол обследования ребенка и заключение (с 01.09.2019 в АИС «ПМПК»), которые подписывают все участвовавшие в заседании члены Комиссии, руководитель (в его отсутствие — лицо, исполняющее его обязанности). Члены Комиссии, имеющие особое мнение по рассматриваемому вопросу, вправе изложить его в письменной форме. Особое мнение члена Комиссии прилагается к протоколу обследования ребенка.

В случае необходимости срок оформления протокола и заключения комиссии продлевается, но не более чем на 5 рабочих дней со дня проведения обследования.

Копия заключения Комиссии и копии особых мнений специалистов (при их наличии) по согласованию с родителями (законными представителями) детей выдаются им под роспись или направляются по почте с уведомлением о вручении.

Заключение Комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

4.9. Заключение Комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Представленное родителями (законными представителями) детей заключение Комиссии является основанием для создания Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики и органами местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями, расположенными на территории Карачаево-Черкесской Республики, в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

4.10. Комиссия оказывает детям, самостоятельно обратившимся, консультативную помощь по вопросам оказания психолого-медико-педагогической помощи детям, в том числе информацию об их правах.

4.11. Комиссией ведется следующая документация:

4.11.1. Журнал записи детей на обследование в Комиссии (хранится не менее 5 лет после его окончания).

4.11.2. Журнал учета детей, прошедших обследование в Комиссии (хранится не менее 5 лет после его окончания).

4.11.3. Протоколы обследования ребенка, по форме согласно приложениям № 12, 13, 14;

4.11.4. Карта ребенка, прошедшего обследование (срок хранения карты – 10 лет после достижения ребенком возраста 18 лет);

4.11.5. Заключение, по форме согласно приложениям № 15, 16 (с 01.09.2019 в АИС «ПМПК»).

4.12. Родители (законные представители) детей имеют право:

присутствовать при обследовании детей на Комиссии, обсуждении результатов обследования и вынесении заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;

получать консультации членов Комиссии по вопросам обследования детей и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей;  в случае несогласия с заключением Комиссии обжаловать его в Центральной психолого-медико-педагогической комиссии.

 

Приложение № 1

Председателю

Территориальной  психолого-медико-

педагогической комиссии

муниципального образования города

Черкесска

от ______________________________

______________________________

ФИО родителя (законного представителя) полностью

______________________________

документ, удостоверяющий личность

______________________________

______________________________

выдан

регистрация по адресу: __________

______________________________

______________________________

тел.: _________________________

e-mail ________________________

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу провести комплексное психолого-медико-педагогическое обследование ребенка            _______________________________________________

ФИО ребенка полностью, дата рождения

__________________________________________________________________

регистрация по месту жительства (фактического проживания) ребенка

при необходимости включающее предварительное обследование у специалистов соответствующего профиля или у независимых экспертов, а также запрос сведений из других организаций (медицинских, осуществляющих социальное обслуживание, профилактику общественно опасного поведения и т.п.).

Ознакомлен с тем, что при предварительном обследовании и в работе ТПМПК применяются методики комплексного психолого-медико-педагогического обследования.

Прошу предоставить мне копию заключения ТПМПК и особых мнений специалистов (при их наличии).

«_______» ______________________ 20____г.

дата оформления направления

_________________________/_____________________________

подпись законного представителя ребенка с расшифровкой

 

Приложение № 2

 

Председателю

Территориальной  психолого-медико-

педагогической комиссии

муниципального образования города

Черкесска

от ____________________________

______________________________

ФИО ребенка

______________________________

документ, удостоверяющий личность

______________________________

______________________________

______________________________

 

выдан

проживающий по адресу:________

______________________________

______________________________

______________________________

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

Я, ___________________________________________________________,

Ф.И.О. ребенка

даю свое согласие на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование, при необходимости включающее предварительное обследование у специалистов соответствующего профиля а также запрос сведений из других организаций (медицинских, осуществляющих социальное обслуживание, профилактику общественно опасного поведения и т.п.).

Ознакомлен с тем, что при предварительном обследовании и в работе ТПМПК применяются методики комплексного психолого-медико-педагогического обследования.

«_______» ______________________ 20____г.

_________________________/_____________________________

подпись ребенка с расшифровкой

Приложение № 3

СОГЛАСИЕ РОДИТЕЛЯ (ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ)  НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ РЕБЕНКА

(до 18 лет)

Я, (ФИО полностью) _______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Зарегистрированный(ая) по адресу: __________________________________________________

_________________________________________________________________________________

паспорт серия _____________ № _____________, выдан (кем и когда) ____________________________________________________________________________________________________________________________________.

Являюсь законным представителем несовершеннолетнего (ФИО полностью) __________________________________________________________________

(дата рождения) ________________________ на основании ст.64 п.1 Семейного кодекса РФ1.

1 Для родителей. Для усыновителей «ст.137 п.1 Семейного Кодекса РФ», опекуны – «ст.15 п.2 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», попечители – «ст.15 п.3 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Настоящим даю согласие на обработку специалистами Территориальной  психолого-медико-педагогической комиссии Карачаево-Черкесской Республики (далее ТПМПК), моих персональных данных, относящихся к перечисленным ниже категориям персональных данных в соответствии с п.4 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»:

Ø паспортные данные;

Ø адрес регистрации и фактического проживания, контактная информация (телефон, e-mail и т.п.);

Ø данные об образовании;

Ø данные о месте работы;

Ø данные о составе семьи, а также данные об усыновлении, патронаже, попечении;

Ø документы и сведения о состоянии здоровья (сведения об инвалидности, о наличии хронических заболеваний, медицинские заключения и выписки, обменные карты, амбулаторные карты, обратные талоны, данные о противопоказания и т.п.);

Ø документы и сведения о физическом и психическом развитии (анамнестические данные, протоколы и заключения обследований, бланки и результаты анкетирования, опросов и т.п.).

Я даю согласие на использование моих персональных данных исключительно в следующих в целях:

 ведение внутренней статистики и отчетной документации ТПМПК.

Настоящее Согласие предоставляется на осуществление сотрудниками ТПМПК, уполномоченными на сбор, хранение и обработку персональных данных и следующих действий в отношении моих персональных данных:

сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование (только в указанных выше целях), обезличивание, уничтожение, блокирование, а также осуществление любых иных действий с моими персональными данными, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Я даю согласие на обработку моих персональных данных, как автоматизированным способом, так и без использования средств автоматизации.

Данное согласие действует до достижения целей обработки персональных данных в ТПМПК. Данное согласие может быть отозвано в любой момент по моему письменному заявлению, согласно п.1 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», согласие может быть отозвано при условии письменного уведомления оператора не менее чем за 30 дней до предполагаемой даты прекращения использования данных оператором.

Я подтверждаю, что, давая настоящее Согласие, я действую по своей воле и в интересах ребенка, законным представителем которого являюсь.

 

Дата: _____________________ Подпись: ____________ /_________________________/

(расшифровка подписи)

Приложение № 4

 

СОГЛАСИЕ  РОДИТЕЛЯ (ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ)  НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

(законного представителя или совершеннолетнего обследуемого)

Я, (ФИО полностью) _______________________________________________

__________________________________________________________________

Зарегистрированный(ая) по адресу: ___________________________________

__________________________________________________________________

паспорт серия _____________ № _____________, выдан (кем и когда) __________________________________________________________________.

Настоящим даю согласие на обработку специалистами Территориальной  психолого-медико-педагогической комиссии Карачаево-Черкесской Республики (далее ТПМПК), моих персональных данных, относящихся к перечисленным ниже категориям персональных данных в соответствии с п.4 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»:

Ø паспортные данные;

Ø адрес регистрации и фактического проживания, контактная информация (телефон, e-mail и т.п.);

Ø данные об образовании;

Ø данные о месте работы;

Ø данные о составе семьи, а также данные об усыновлении, патронаже, попечении;

Ø документы и сведения о состоянии здоровья (сведения об инвалидности, о наличии хронических заболеваний, медицинские заключения и выписки, обменные карты, амбулаторные карты, обратные талоны, данные о противопоказания и т.п.);

Ø документы и сведения о физическом и психическом развитии (анамнестические данные, протоколы и заключения обследований, бланки и результаты анкетирования, опросов и т.п.).

Я даю согласие на использование моих персональных данных исключительно в следующих в целях:

 ведение внутренней статистики и отчетной документации ТПМПК.

Настоящее Согласие предоставляется на осуществление сотрудниками ТПМПК, уполномоченными на сбор, хранение и обработку персональных данных и следующих действий в отношении моих персональных данных: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование (только в указанных выше целях), обезличивание, уничтожение, блокирование, а также осуществление любых иных действий с моими персональными данными, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Я даю согласие на обработку моих персональных данных, как автоматизированным способом, так и без использования средств автоматизации.

Данное согласие действует до достижения целей обработки персональных данных в ТПМПК. Данное согласие может быть отозвано в любой момент по моему письменному заявлению, согласно п.1 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», согласие может быть отозвано при условии письменного уведомления оператора не менее чем за 30 дней до предполагаемой даты прекращения использования данных оператором.

Я подтверждаю, что, давая настоящее Согласие, я действую по своей воле и в своих интересах.                                                                                                       Дата:

______________________

Подпись: ____________ /_________________________/

(расшифровка подписи)

Приложение № 5

Подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей из медицинской организации по месту жительства (регистрации); заключения врачей-специалистов, наблюдающих ребенка (при наличии)

Выписка оформляется на официальном бланке медицинской организации (в случае отсутствия у медицинской организации официального бланка необходимо наличие на листе Выписки штампа медицинской организации).

Выписка заполняется лечащим врачом или заведующим отделением; заверяется печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в уставе медицинской организации.

При оформлении Выписки в медицинской организации, оказывающей психиатрическую, наркологическую помощь, медицинскую помощь ВИЧ-инфицированным гражданам, могут быть использованы специальные печати или штампы без указания профиля медицинской помощи, оказываемой медицинской организацией.

В Выписке указывается:

— официальное наименование медицинской организации, адрес местонахождения, контактный телефон;

— номер Выписки;

— фамилия, имя, отчество и дата рождения ребенка;

— адрес регистрации по месту жительства;

— наименование образовательной организации, где обучается/воспитывается ребенок;

— фамилия, имя, отчество родителя (законного представителя);

— подробная выписка из истории развития ребенка (по следующей схеме):

— наследственность (наличие среди родственников наследственных заболеваний и синдромов);

— беременность и роды (патология в родах: затяжные, стремительные, стимуляция и др.);

— развитие ребенка в период новорожденности и раннего возраста (наличие неврологических симптомов, прибавка в массе тела, частота и тяжесть различных заболеваний);

— анамнез первых лет жизни ребенка (темпы психомоторного развития и др.);

— информация о перенесенных заболеваниях;

— оценка актуального соматического состояния ребенка;

— заключения профильных врачей-специалистов с указанием основного диагноза (шифр МКБ или полный диагноз указывается с письменного согласия родителей (законных представителей).

Каждая подпись заверяется личной печатью врача-специалиста. В Выписке указывается дата ее оформления. Выписка заверяется подписью главного врача (уполномоченного лица). Оригинал Выписки предоставляется родителям (законным представителям) ребенка на Комиссию и хранится в Карте ребенка.

 

Приложение № 6

 Характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией.

Общие сведения:

фамилия, имя, отчество ребенка;

дата рождения ребенка;

адрес регистрации по месту жительства (населенный пункт, улица, дом, квартира, пр.)

адрес фактического проживания

сведения о родителях (законных представителях);

с кем проживает ребенок;

контактная информация семьи.

История обучения ребенка до обращения на ПМПК:

обучался ли где-либо до поступления в эту образовательную организацию;

оставался ли на второй год, в каких классах (для детей школьного возраста);

причины перевода из другой образовательной организации (в случаях,

если ребенок поступил на обучение из другой образовательной организации).

Детализированная информация об условиях и результатах обучения ребенка в образовательной организации:

класс/группа;

— программа обучения общеобразовательная основная/адаптированная;

— форма обучения (указывается, если ребенок обучается на дому, дистанционно и др.);

возраст поступления в образовательную организацию, степень подготовленности; сколько времени находится ребенок в данной образовательной организации;

— особенности адаптации ребенка к данной образовательной организации;

— отношение к учебной (в ДОО — к детской продуктивной, игровой, познавательной) деятельности,

— отношение ребенка к словесной инструкции педагога, реакция на нее,

— сформированность учебных (для дошкольника — коммуникативных, навыков самообслуживания, игровых и др.) навыков;

— как успевает ребенок, в чем заключаются особенности или трудности усвоения им программы (для дошкольника — принимает ли участие в организуемых занятиях, в т.ч. дополнительных; в чем особенности его участия, как ведет себя во время занятий: проявляет заинтересованность, стремление выполнить задания; в игровой деятельности — наличие стремления включиться в игру, использование предметов-заместителей; характер действий с игрушками: стереотипные манипуляции, хаотическая смена игрушек или осмысленные и целенаправленные действия, принятие на себя роли, возможность игры с правилами, предлагает сам игру и стремится быть понятым сверстниками и т.п.),

— характер ошибок (отдельно по математике, письму, чтению и другим предметам);

— развитие моторики (общая моторная неловкость, двигательная расторможенность, преимущественные недостатки мелкой моторики, какую деятельность затрудняют) и речи (речью не пользуется, речь малопонятна, пользуется речью преимущественно для коммуникации, может отвечать на занятиях, формулировать свои мысли);

— для младших школьников информация о том, с какой степенью готовности ребенок пришел в школу (абсолютно не готов, слабо подготовлен, подготовлен удовлетворительно) и какую динамику дал в процессе обучения (почти никакой, очень слабую, недостаточную, достаточную).

Ниже предлагаются образцы формулировок, которые могут использоваться школьными педагогами при составлении психолого-педагогической характеристики младшего школьника.

Соответствие объема школьных знаний, умений и навыков требованиям программы с оценкой динамики обученности:

Математика. Указать, пришел в школу, зная порядковый счет в пределах…, умея пересчитывать предметы (в пределах…), зная цифры. Как быстро их усвоил. Мог ли сравнить количества (больше, меньше, столько же). Легко ли научился обозначать количество цифрой? Легко ли научился понимать математические знаки (+, -, =, >, <). Понимал ли слова, обозначающие пространственные направления и отношения (верх, низ, право, лево, над, под, меньше). Научился ли ориентироваться в пространстве? Понимает ли смысл арифметических действий (сложения, вычитания, умножения, деления). Понимает ли смысл арифметических задач? Может ли записать их решение?

Чтение. Указать, пришел в школу, зная буквы, умея сливать их в слоги, умея читать. Чему научился? Какие ошибки в чтении (выбрать нужное): не может запомнить буквы, путает сходные по написанию буквы, не может сливать в слоги, ошибается при прочтении слогов со стечением согласных, не может читать слова (или читает их побуквенно, не понимая смысла).

Читает, но допускает следующие ошибки: пропуски, замены, искажения, дополнения слов или частей слов; медленный темп чтения, попытки начинать

чтение заново, длительные запинки, потеря места в тексте, неточное чтение фраз, перестановка слов в предложении или букв в словах.

Читает достаточно бегло, но отмечается неспособность пересказать содержание прочитанного, сделать выводы из прочитанного.

Письмо. Пишет правой или левой рукой. Указать, пришел в школу, умея писать печатными буквами (только свое имя, отдельные слова с большим количеством ошибок, количество ошибок зависело от сложности слова).

При усвоении письма наблюдались трудности (выбрать нужное): в написании элементов букв, в написании букв, при необходимости перевода печатной буквы в письменную, смешение букв, сходных по начертанию. Нарушено списывание. Нарушено преимущественно самостоятельное письмо.

Другие предметы (обязательно указать, справляется ли ребенок с заданиями на уроках рисования, труда; охарактеризовать уровень моторного развития на уроках физкультуры).

В чем вероятная причина недостатков в обучении:

нет понимания материала,

понимание есть, но резко нарушено внимание,

понимание есть только при индивидуальной работе, в классе самостоятельно работать не может,

понимание есть, но мотивация к обучению отсутствует.

Характеристика обучаемости:

Должно быть указание на то, какие виды помощи использует учитель: объяснение после уроков, подсказку на уроках, прямой показ того, как надо делать. Насколько эффективна помощь: недостаточная (эффективность помощи

неравномерна, в некоторых видах деятельности или заданиях помощь не дает результата), низкая (помощь малоэффективна, ребенок быстро все забывает). Конкретизировать информацию о соблюдении учебной дисциплины можно с помощью выбора подходящих из следующих формулировок:

Нарушений учебной дисциплины практически нет.

Нарушений учебной дисциплины нет, но ребенок не включается в учебное взаимодействие.

Нарушает учебную дисциплину преимущественно из-за непонимания учебных норм (например, может встать, ходить по классу и т.п.).

Не может правильно вести себя весь урок, мешает другим детям ненамеренно, поскольку очень активен.

Специально мешает другим детям.

Для учеников подросткового возраста в характеристике указывается, с какого года обучения (класса) проблемы стали очевидными, в чем они заключались (недостаточное понимание материала по большинству (всем) предметам, по отдельным предметам — указать каким, недостатки усвоения учебного материала предположительно связывались с плохим посещением занятий)

Рекомендуется приводить сведения о формальной успеваемости по основным предметам, обратить особое внимание на описание частоты и характера конфликтов с соучениками, педагогами, поведения в конфликте, проявлений переживаний по поводу конфликтов. Перечислить основные проступки, вызывавшие тревогу у педагогов. Указать, с обучающимися какого возраста предпочитает общаться (младшими, старшими, своего возраста). Охарактеризовать интересы, увлечения.

Для ребенка любого возраста в характеристику включаются сведения о его работоспособности (трудности включения в задание, замедленный темп его выполнения в сравнении с другими детьми, неравномерная или снижающаяся продуктивность деятельности, высокий темп деятельности с недостаточным вниманием к качеству и т.п.) и особых трудностях (дисфункциях), наблюдаемых в учебном процессе (отвлекаемость, утомляемость, невозможность сосредоточиться, недостаток ориентировки на листе бумаги, неразличение правой и левой сторон и т.п.);

В завершение характеристики оценивается:

— уровень общего развития (степень отставания от большинства детей в классе/группе),

— общая осведомленность ребенка о себе (оценивается в соотнесении с календарным возрастом);

— взаимоотношение обучающегося с коллективом сверстников, особенно в тех случаях, когда ребенок драчлив, агрессивен или, наоборот, чрезмерно пассивен. Отметить, как относятся к нему другие дети;

какие меры коррекции применялись, и их эффективность (дополнительные занятия, щадящий режим и пр.);

— особенности семейного воспитания (строгое, попустительское, непоследовательное, ребенку уделяется недостаточно внимания),

— отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям (признание своих неудач, отставания либо равнодушное или неадекватное отношение, пр.).

 

В Характеристике отражаются возможности ребенка, на которые можно опираться в педагогической работе, а также обобщенные выводы педагога и его пожелания по организации дальнейшего обучения ребенка.

Следует указать цель составления документа, дату его оформления, характеристика заверяется подписью руководителя образовательной организации (уполномоченного лица).

Оригинал Характеристики предоставляется родителями (законными представителями ребенка) на Комиссию и хранится в Карте ребенка.

 

Приложение №7

 

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

ПРОТОКОЛ № _____________

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

от __________ 20 ___ года

Дата проведения ТПМПК____________________________

  1. Фамилия, имя, отчество ____________________________________________________
  2. Дата рождения ____________________________________________________________
  3. Адрес регистрации, телефон ________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

  1. Инвалидность (№ документа, кем выдан, срок действия) _______________________

 

_____________________________________________________________________________

  1. Кем направлен на комиссию _______________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

  1. Перечень документов, представленных на ТПМПК

□ заявление о проведении и согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;

□ копия паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);

□ документ, удостоверяющий личность родителя или полномочия законного представителя по представлению интересов ребенка;

□ направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);

□ заключение (заключения) психолого-педагогического консилиума

образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций);

□ заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка;

□ выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации);

□ заключения врачей-специалистов, наблюдающих ребенка

□ характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией;

□ письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка;

 

□ ________________________________________________________________________

□ __________________________________________________________________________

  1. Краткие анамнестические сведения:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Основной и сопутствующие медицинские (клинические) диагнозы

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Данные обследования учителя-дефектолога (обученность и обучаемость) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы (рекомендуемый вариант ООП/АООП) ___________________________________________

  1. Данные логопедического обследования (соответствие речевого развития возрастной норме, наличие речевого нарушения, степень речевого недоразвития, возможности речевой коммуникации) _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Выводы (потребность в логопедической коррекции) _______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Данные психологического обследования (степень соответствия/несоответствия уровня психического развития возрастной норме, вариант дизонтогенеза психики, стойкость нарушений познавательной деятельности, индивидуально-психологические проблемы, способные дополнительно нарушать процессы социопсихологической адаптации, специфические и неспецифические дисфункции, наличие и вероятностные причины отклонений в поведении): ________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы (потребность в создании специальных условий и возможность ребенка адаптироваться к требованиям определенного варианта АООП, потребность в психокоррекционных занятиях) ____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

  1. Данные обследования социального педагога (условия жизни и воспитания ребенка, степень его социопсихологической адаптированности) ____________________________________________

 

______________________________________________________________________________________

Выводы (вероятность социально-средового генеза имеющихся отклонений в развитии)

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

Основные особенности развития ребенка, определяющие необходимость создания специальных условий обучения и воспитания ___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особое мнение (в случае, если члены комиссии не пришли к консенсусу или имеется заключение эксперта, не совпадающее с мнением членов ТПМПК) _______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Председатель комиссии:                   ______________________Подпись_______________

Зам. председателя ПМПК :             ______________________Подпись_______________

Педагог-психолог:                              ______________________Подпись_______________

Олигофренопедагог:                          ______________________Подпись_______________

Педагог-логопед:                                ______________________Подпись_______________

Сурдопедагог:                                     ______________________Подпись_______________

Учитель -дефектолог:                         ______________________Подпись_______________

Социальный педагог:                          ______________________Подпись_______________

Врач (________________):                 ______________________Подпись_______________

Врач (________________):                 ______________________Подпись_______________

Врач (________________):                 ______________________Подпись_______________

Врач (________________):                 ______________________Подпись_______________

Врач (________________):                 ______________________Подпись_______________

Врач (________________):                 ______________________Подпись_______________