Юная смена ГИБДД

ДЕВИЗ:

Формула скорости нашего века

– Не на спидометре: время не в счёт.

Правил незнание – вот где помеха,

Как бы ты быстро ни мчался вперёд!

На наших дорогах порядок

Мы бережём. Нарушитель, держись!

И с ранних лет ценят наши ребята

И светофор, и маршруты, и жизнь!

 

Содержание

Введение.

Комплекс основных характеристик программы:

-Пояснительная записка

-Цели и задачи

– Принципы

— Специфика программы

-Формы организации, методы, виды деятельности

-Планируемые результаты

-Требования к подготовке выпускников профильного класса

-Критерии эффективности реализации программы

-Планируемые формы контроля

-Перспективы программы Разделы (блоки) содержания программы

 

1.2. Комплекс организационно-педагогических условий:

Программа первого года обучения

— Учебно-тематический план

-Содержание Программа второго года обучения

— Учебный план

-Содержание Рекомендации по проведению промежуточной и итоговой аттестации Требования к кадровому, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению программы

-Используемые источники и литература  Приложения

 

Введение 

Мы живём в столетии, когда представить современного человека без транспортного средства практически невозможно. Процесс автомобилизации стремительными темпами охватывает российские города, но, увы, не сопровождается обеспечением необходимых мер дорожной безопасности, что констатируется весьма тревожными цифрами. «Ежегодно почти 1,3 миллиона человек погибают в дорожных авариях − более 3000 человек в день − и более половины этих людей не передвигаются на автомобиле. Еще двадцать−пятьдесят миллионов человек подвергаются в результате аварий несмертельным травмам, которые являются важной причиной нетрудоспособности во всем мире. Дорожно-транспортный травматизм относится к числу трех ведущих причин смерти лиц в возрасте от 5 до 44 лет…» [16]. Эти показатели являются вполне очевидным объяснением тому, что Генеральной Ассамблеей ООН было провозглашено Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения в 2011-2020 гг.. Запланированные мероприятия должны обеспечить возможность скоординированных действий в поддержку безопасности дорожного движения на региональном, национальном, местном уровнях. Главной целью Десятилетия провозглашена стабилизация, а далее сокращение к 2020 году прогнозируемого уровня случаев смерти в результате ДТП. В Глобальном плане её осуществления первым из путей достижения обозначенной цели названа «разработка и осуществление устойчивых стратегий и программ обеспечения безопасности дорожного движения», а четвертым элементом блока «Национальная деятельность» –  «Более безопасное поведение пользователей дорог». Это включает повышение информированности о факторах риска для безопасности дорожного движения и мерах профилактики… (деятельность 1); проведение научных исследований, разработку и содействие применению комплексных мер политики и методов сокращения дорожно-транспортного травматизма, связанного с профессиональной  деятельностью… (деятельность 7) и т.д. В настоящее время серьезную озабоченность у сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения, органов образования, здравоохранения, общественности вызывает постоянно возрастающее количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Дети как малоопытные участники дорожного движения нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах. Проявляя невнимательность, недисциплинированность при переходе проезжей части, на шумных перекрестках, загородных дорогах, оказавшись в аварийной уличной ситуации, они не умеют принять разумного решения, обезопасить себя. Из-за отсутствия практических навыков безопасного поведения на дорогах, маленькие пешеходы и велосипедисты допускают нарушения правил дорожного движения, поэтому общество стоит перед необходимостью формирования навыков безопасного поведения и их соблюдения, активизации пропагандистской деятельности, увеличения количества мероприятий, результатом которых явилось бы приобретение детьми практических умений и навыков безопасного поведения на улицах. За многолетнюю историю пользования транспортом в арсенале профилактики дорожно-транспортного травматизма и ряда прочих негативных проявлений, связанных с дорожным движением,  накопилось и описано немало методов. Важную роль среди прочих играет система своевременного информирования и подготовки детей и подростков к поведению на дорогах. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки от 17.12.2010г. № 1897) образование должно быть ориентировано на становление таких личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы») как: осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;  осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.  Результатами образования должно стать: формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять» . Фундамент ценностного отношения к человеческой жизни и её безопасности закладывается на первых ступенях обучения и воспитания. В  Программе духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования из Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)) восьмым направлением обозначено «Правовое воспитание и культура безопасности»,  в рамках которого дети «получают первоначальные представления о правилах безопасного поведения в школе, семье, на улице, общественных местах (в процессе изучения учебных предметов, бесед, тематических классных часов, проведения игр по основам безопасности, участия в деятельности клубов юных инспекторов дорожного движения, юных пожарных, юных миротворцев, юных спасателей и т. д.)» .   Здоровье и культура безопасности детей как воспитательный приоритет прописаны в целом ряде нормативно-правовых материалов – Национальной Стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях и др. Этому подходу отвечают и учебные дисциплины, входящие в БУП (ОБЖ, Физическая культура, Окружающий мир), и соответствующие программы внеурочной деятельности.  Несомненный потенциал в формировании детской культуры поведения на дорогах, а в будущем – и водительской культуры, представляет создание соответствующих профильных классов и программ. Дополнительная общеобразовательная программа – документ, в котором отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и её результативности, определяется своеобразная «стратегия» образовательного процесса на весь период обучения.  «Юная смена ГИБДД» – пример именно такой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности, которая выступает основным ориентиром деятельности профильных классов.

Пояснительная записка

Актуальность программы.

Когда в 80-х годах прошлого века в свет вышла песня «Автомобили» (ВИА «Веселые ребята»), вряд ли кто-то мог представить масштабы дорожной картины, которая предстаёт перед современным городским жителем сегодня. «…Буквально всё заполонили» — это проблема номер один современной городской инфраструктуры, и выразить её можно очень простым и понятным словом: автомобильная «пробка».  Но ещё намного более весомая проблема современной «автоцивилизации» – это дорожно-транспортные происшествия, влекущие за собой увечья и гибель взрослых и детей.   По оценкам некоторых международных специалистов, травматизм, полученный на автодорогах, способен стать пятой ведущей причиной смертности в мире, ежегодно уносящей 2,4 миллиона человеческих жизней. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие – это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы, испытанное им морально-психологическое потрясение способно травмировать на всю жизнь. Неблагополучное положение с детским дорожно-транспортным травматизмом (далее – ДДТТ) объясняется, прежде всего,  неудовлетворительным состоянием культуры всего общества. Дети лишь повторяют поступки взрослых и нередко сами становятся жертвами беспечности и невнимательности на дороге. Отдельно следует упомянуть актуальность своевременного распознавания ДТП. Изучение особенностей современного дорожнотранспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества ДТП, в которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой тяжестью повреждений. Неэффективная организация работ по своевременному обнаружению ДТП и оказанию медицинской помощи пострадавшим является одной из основных причин высокой смертности при ДТП. Общая смертность пострадавших в ДТП в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, инвалидность – в 6 раз выше, а в госпитализации пострадавшие нуждаются в 7 раз чаще… Необходимо научить ребенка правилам жизни и поведения во взрослом мире – в мире дорог, спешащих людей и транспортных средств. При этом помня и объясняя, что нередко недисциплинированность, невежество и элементарное незнание правил дорожного движения делают виновником происшествия именно пешехода.  И анализ того, что родители недосмотрели, педагоги недоучили, воспитатели недовоспитали, ГАИ-ГИБДД недоорганизовало, водитель не проявил достаточного профессионализма – уже теряет всякий смысл, когда ценой подобного «недо-» становится инвалидность или сама жизнь ребёнка…  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для деятельности профильного класса  призвана устранить теоретико практические пробелы в подготовке младших подростков к безопасному поведению на дорогах. Она разработана в атмосфере сотрудничества, сотворчества, содействия взрослого и детского коллективов. Процессу создания программы предшествовали проводимые в ОО и организациях дополнительного оброазования отдельные мероприятия, которые носили несколько разрозненный характер: смотры отрядов ЮИД, агитколлективов «Светофор», конкурсы командиров, знатоков ПДД и др.;  реализация программ: образовательная – «Правила дорожные – Правила надежные», конкурсно-игровая – «ЮИД – надежный друг ГАИ», комплексная – «Дети – Дорога – Жизнь!».  Сложилась система деятельности детского движения отрядов ЮИД по изучению и пропаганде правил дорожного движения, агитации, профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Осуществляется  координация и управление деятельностью школьных отрядов ЮИД методическими объединениями руководителей отрядов ЮИД, классных руководителей, учителей ОБЖ. К 2016 году движение отрядов ЮИД расширилось, приобрело ярко выраженный профориентационный характер. Это потребовало продолжения обучения и стало предпосылкой создания профильного класса. Составляющие программы первого и второго годов обучения направлены не только на усвоение содержания через приобретение знаний, умений и навыков и овладение УУД всем коллективом, но и на формирование и выявление осознаннообразцового участника дорожного движения, ответственного водителя, возможно, будущего сотрудника ГИБДД.  Программа «Юная смена ГИБДД» составлена с учётом положений ряда нормативных документов: — Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» (ст. 75) — Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) —  Приказ Министерства образования  и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления  образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» —  Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014   № 41 «Об утверждении СанПиН 2,4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  образовательных организаций дополнительного образования детей» — Письма Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)) При составлении программы во внимание принимались основные характеристики дополнительного образования как открытого и вариативного, как социокультурной практики – творческой созидательной деятельности в социуме, а также принципиально значимые векторы развития дополнительного образования: индивидуализация, интеграция, обновление его содержания.

Цель программы– мотивация младшего подростка к осознанному выбору безопасных способов участия в дорожном движении и поведения на улицах и дорогах основанного на понимании ценности человеческой жизни и здоровья, на знании, уважении и дисциплинированном соблюдении правил дорожного движения.

Задачи программы:

 1) информационно-методическое сопровождение деятельности профильного класса «Юная смена ГИБДД»;

2) анализ сложившейся системы пропаганды в области безопасного дорожного движения и поиск новых её форм в работе с детьми;

3) формирование представлений о безопасности дорожного движения и передвижения по улицам и дорогам, устойчивых навыков соблюдения и выполнения Правил дорожного движения; 4) развитие   практических  умений  и  навыков  ориентации  в  дорожных ситуациях;

 5) обучение практическим методам предупреждения детского дорожнотранспортного травматизма, первичным навыкам оказания доврачебной помощи пострадавшим при ДТП;

6) организация сотрудничества со службой ГАИ–ГИБДД  в  учебной и практической деятельности, воспитание уважительного отношения к Правилам дорожного движения;

7) ориентация детей на выбор профессий, необходимых в ГИБДД и  МЧС;

8) привлечение детей к организации и пропаганды безопасного поведения на дорогах и улицах.   Реализация программы основана на принципах:

— преемственности – обеспечивает подготовку детей от участника дорожного движения к образцовому пешеходу, водителю, пассажиру, будущему сотруднику ГИБДД;

— доступности – все научные и профессиональные категории и подходы излагаются на понятном и объективно воспринимаемом детьми уровне;

— гибкости и вариативности – даёт возможность вносить изменения в содержание программы;

-принцип сотрудничества – обеспечивает тесное взаимодействие между участниками программы: детьми, педагогами, родителями, инспекторами ГИБДД;

— учёта региональной специфики – предполагает обучение с учётом местных условий (социальных, геополитических, экономических).

Специфика программы.

Программа носит социально-педагогическую направленность и подразумевает создание условий для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта. Акцент программы сделан на особенностях функционирования профильного класса в связи с совершенствованием профилактической работы, поиском новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, на формировании  грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения.  Программа рассчитана на детей 10–12 лет, срок реализации 2 года. Программа относится к 3-ему эвристическому уровню реализации. На данной ступени носит ознакомительно-практический характер. Материалы 2-годичного обучения тесно взаимосвязаны между собой.  Режим организации обучения. Занятия проводятся: в первый год обучения – 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год), во второй год обучения – по 1 часу в неделю (34 часа).  В программе реализуются теоретические и практические блоки агитации и пропаганды безопасного движения, что позволяет наиболее полно охватить и реализовать потребности учащихся, дать необходимую информацию и создать условия для творческого самовыражения личности и профессионального самоопределения. Региональный компонент. Карачаево-Черкесская республика   в силу  геополитического и географического расположения имеет свои особенности: на её территории проживает много различных национальностей, сохранивших свои духовные и культурные традиции. Нашими географическими соседями являются Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Чеченская республика, республика Дагестан и Калмыкия. Народы, исторически проживая на одной территории,  заимствуют элементы  культуры друг у друга. Наиболее благоприятные условия для изучения традиций  складываются в детском многонациональном коллективе. Здесь дети раскрывают в совместной творческой деятельности духовное и культурное наследие своих семей, узнают этнические особенности быта, исследуя родословную семьи.

Основные формы организации деятельности: интерактивные лекции, лекции-пресс-конференции, беседы, профессионально-ориентированные игры, соревнования, «открытые микрофоны», практическая работа по составлению и разбору дорожных ситуаций, подготовке к проведению пропаганды и агитации, практическому вождению велосипеда в «Автогородке», на полосе препятствия, оказания доврачебной медицинской помощи. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.  Основные методы, используемые при реализации программы:

— по источнику информации: словесный, наглядный, практический;

— по уровню самостоятельности и творчества: исследовательский в сочетании с репродуктивным;

— по характеру организации взаимодействия: интерактивный (групповой), активный.

Работа класса основывается на различных видах деятельности: —  изучение правил дорожного движения; —  написание творческих проектов; — моделирование дорожной ситуации,  ее разбор; — встречи и беседы с инспектором ГИБДД; — встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике; — встречи с психологом с целью изучения основ оценки причин ДТП; — проведение практических занятий по вождению велосипеда; — участие в конкурсах по дорожно-транспортной безопасности; — организация и проведение игр, конкурсов, соревнований в школе. Особое место в программе работы профильных классов занимают общественные акции по пропаганде ПДД:«Письмо водителю» (прямое обращение к водителям с просьбой более внимательного вождения автотранспорта), «Письмо родителям», «Письмо велосипедисту», «Письмо пешеходу»; выставка рисунков «Осторожно, дети!».  На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются тематические стенды по изучению ПДД и профилактике ДТТ.

Планируемые результаты освоения программы «Юная смена ГИБДД» составляют:

 личностные – понимание нравственного содержания и смысла дисциплины, ответственности за жизнь и здоровье своё и окружающих людей, честности в соблюдении правил дорожного движения; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения, установка на здоровый образ жизни и безопасное поведение при участии в дорожном движении; проявление внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей; стремление к активности и уверенности при управлении транспортным средством; предметные – подробное представление о правилах дорожного движения, поведения в общественном транспорте, на остановках и др., о назначении светофоров и их сигналах, особенностях движения в разные времена года, о группах дорожных знаков, сигналах регулировщика, сигналах разных транспортных средств; овладение навыками движения в «Автогородке», езды на велотранспорте, оказания первичной мед.помощи в случае ДТП; умение проводить агитационную деятельность по вопросам безопасности дорожного движения;   метапредметные– поиск требуемой информации, её отбор и обработка, умение анализировать и доносить информацию о ПДД, сводках ГИБДД в доступной, эмоционально-окрашенной форме в процессе монологического изложения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, включение в коллективную и групповую деятельность по проектированию дорожнотранспортных ситуаций, установление конструктивного диалога со всеми участниками дорожного движения и пр. В целом, требования к уровню подготовки выпускников профильного класса «Юная смена ГИБДД» включают следующее:

— выпускник должен знать/понимать: — Историю детского объединения ЮИД. — Историю развития Правил дорожного движения. — Где должны ходить пешеходы. — Почему нельзя ходить по проезжей части. — Основные элементы дороги. — Как надо переходить улицу. — Что такое перекресток. Какие бывают перекрестки. — Назначение светофоров, сигналы транспортного и пешеходного светофоров. — Правила перехода перекрестка. — Свой безопасный путь в школу и обратно. — Переход улицы организованной пешей колонной. — Места ожидания общественного транспорта. — Правила поведения в общественном транспорте. — Правила ожидания и выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая. — Какая опасность подстерегает детей при проведении игр в близи проезжей части. — Правила катания на велосипедах, самокатах, санках, коньках. — Для чего служит пешеходная дорожка. — Правила движения пешеходов по загородным дорогам. -Особенности движения на улице в зимнее и весеннее время. — Сигналы регулировщика. — Для чего служат дорожные знаки.  — Категории дорожных знаков. — Что такое остановочный и тормозной пути транспортного средства. От чего зависят остановочный и тормозной пути транспортного средства? -Почему нельзя разговаривать с водителем во время движения транспорта.

-выпускник должен уметь: — Соблюдать элементарные правила поведения в общественных местах и авто транспорте. — Нарисовать свой путь в школу. Дорожные знаки, встречающиеся на этом пути. — Различать сигналы транспортных средств (поворот, торможение). -Читать информацию по дорожным знакам. — Оценить дорожную ситуацию. — Применять на практике полученные знания. -выпускник должен владеть: -Навыками дисциплины, предвидения опасности на дороге, не переходящими в чувство боязни и страха. — Рефлексивными навыками оценки собственного поведения на проезжей части. -Способами взаимной поддержки и выручки во время проведения конкурсных мероприятий. — Навыками управления велосипедом в «Автогородке».

Критерии эффективности реализации Программы: — количество профильных классов и охваченных программой обучающихся; — полнота реализации учебно-тематического плана и плана воспитательной работы; — удовлетворенность обучающихся  и их родителей (членов семей) содержанием деятельности профильного класса «Юная смена ГИБДД» и качеством образовательно-воспитательного процесса по программе; -количество социальных партнеров, участвующих в создании условий для повышения культуры дорожной безопасности обучающихся. -динамика показателей уровня развития детей (психологические, интеллектуальные и пр.новообразования: знания, рефлексия, анализ, планирование) -показатели социальной адаптации (активность, правонарушения и т.д.) -психологический комфорт участников программы. Предполагаемые формы контроля: анкетирование, тестирование, АКС (анализ конкретных ситуаций), соревнования и эстафеты в условиях «Автогородка», цветопись («Мишень настроения»). Перспективы программы: Предполагается дальнейшая разработка программы для 2-ой ступени (6–7 классы) – организация работы творческого объединения старшеклассников в форме деловой игры, 3-ей ступени (8-9 классы)- научный подход к обеспечению дорожной безопасности, способность лидера создать новое видение решения проблемы, умение организовать коллектив на действие, 4-я ступень (10-11 классы) – предпрофессиональная подготовка.

Разделы (блоки) содержания программы

№/ п

Название раздела (блока) Количество часов в учебном году

20

  1. Изучение ПДД 66 2. Психологические основы безопасного поведения детей на дорогах. Диагностические мероприятия. 16 3. Правила оказания первой медицинской помощи. 16 4. Основы юридической подготовки. 16 5. Строевая подготовка. 16 6. Мастерство вождения и обслуживание велосипеда. 14 7. Отработка навыков езды в «Автогородке». 14 8. Тематические встречи с сотрудниками ГИБДД, МЧС, обучающие экскурсии пешие и автобусные по городу, посещение профильных музеев, выставок и т.п. 10 Ит ого 9 мес. – 34 недели Х 5 час = 170 час 170

2.2. Комплекс организационно-педагогических условий

ПРОГРАММА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (первая ступень)

Основная цель: пропаганда правил дорожного движения и создание условий для их отработки младшими школьниками. Задачи: — обучить Правилам дорожного движения; — сплотить детские коллективы через совместные творческие дела; — создать условия для практического применения ПДД; —  сформировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте; — изучить влияние результативности агитационной и пропагандистской работы, проводимой в общеобразовательной организации;  — освоить новые активные формы агитации и пропаганды ПДД; -воспитать убежденных, образцовых участников дорожного движения при освоении навыков безопасного поведения на улице и дороге. По итогам 1 года освоения программы  обучающиеся должны знать: -Опасные места  вблизи школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах -Безопасные места  вблизи школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах -Типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и автоавариям -Ситуации «дорожные ловушки» на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением -Места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках,

21

самокатных средствах, санках и т.п. -Название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей -Остановочный и тормозной путь — Исторические аспекты развития дорожного движения

обучающиеся должны уметь: — переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также правильно переходить проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов); — правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде п — переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки; — ориентироваться в дорожной  обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части спиной к ней; — определять опасные и безопасные участки дорог и улиц; — дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе  в салоне  транспорта; — осуществлять посадку и высадку из  транспорта; — ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением; обучающиеся должны владеть навыками:  — определения сложности ситуации дорожного движения; — безопасного поведения на проезжей части; — навыками вождения велосипеда и передвижения в «Автогородке».

Рекомендации по проведению промежуточной и итоговой аттестации

Чтобы оценить эффективность данной программы профильного класса проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования, опросы, наблюдение и анализ выполнения практических работ, соревнования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить о б эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня ученики заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи. Рейтинг личностного роста.  Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста учеников. Рейтинг личностного роста –это сравнительная оценка различных сторон деятельности личност и её вклада в дела класса. Рейтинг определяется ежедневно, где каждому ученику по итогам дня присваивается неболее 2-3 символов рейтинга: Красный цветок – «знаток» Желтый – «активист» Зеленый – «все впереди» Участникам, набравшим 5 цветков, присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету.

Итоговая аттестация предусматривает прохождение тестирования по итогам первого и второго года обучения, а также демонстрация навыков движения на велотранспорте в условиях «Автогородка».

Кадровое, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

Реализация программы возможна при наличии   кадровых ресурсов:

— педагог-психолог, педагог-организатор, педагог физической культуры, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования соответствующего программе «Юная смена ГИБДД» профиля; — специалисты сферы общепита и медицины, обеспечивающие организацию качественного питания и медицинской помощи; — инспекторы ГИБДД (сотрудничество);  учебно-методических ресурсов: — рекомендации и методические указания по проведению бесед, игр, теоретических и практических занятий, разработанные в соответствии с основными  принципами педагогики, с учетом физиологических особенностей, физического развития и состояния здоровья учащихся данного возраста; — методическая литература, разработки бесед, сценарии занятий; — наглядные пособия: плакаты, схемы, альбомы, фотографии, репродукции, рисунки; — раздаточный материал: карточки с комплексами упражнений; — диски с записью музыкальных произведений; — видеоматериалы; — плакаты по безопасности дорожного движения;  материально-технических ресурсов: — компьютер, ноутбуки — мультимедийный проектор — цифровой фотоаппарат — спортивный инвентарь — канцтовары — сканер -принтер — спортивный зал — школьная библиотека — Автогородок — велосипеды.

Используемые источники и литература 

Нормативные документы

1.Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (действующая редакция, 2016),

2.Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности»  (действующая редакция, 2016) 3.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 4.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №  1726-р)

5.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва )

6.Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) / Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. N 09-3242. 7.Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Письмо Минобрнауки России от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»)

8.Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ( в редакции 2016 года).

  1. Правила дорожного движения Российской Федерации с комментариями( с изменениями на 01.09.2016г.) Научные и методические издания 8.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 15 с. 9.Задачи системы дополнительного образования детей Ставропольского края. Сборник материалов краевой научно-практической конференции, посвящённой 85-летию государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей.- Ставрополь, 2013.

10.Григорьев, Д.В., Степанов, П.Г. Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности обучающихся начальной и основной школы.- Образовательные ресурсы. Выпуск 79, ф.7.

11.Григорьев Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.- М.: Просвещение, 2010.

  1. «Безопасность на дорогах». Учебно-методический комплект для обучающихся в 1 -4 классах ОО. 2011г.
  2. Р.Н. Нинниханов, А.Н. Сахаров, И.А. Халиуллин, К.Г. Уразаев, «Безопасность на дорогах – забота общая». Казань, издат-во НЦ БЖД, 2005 г.
  3. «Первая медицинская помощь». Методические рекомендации. Минздрав СК, УГИБДД ГУВД СК, территориальный ЦМК СК, 2005.
  4. «Помощник юного велосипедиста». Методическое пособие. Фонд Ставропольдорбезопасность, 2012 г. Настольные игры для практических занятий 1. Серия «Учись играя»: «Дорожные знаки», «Дорожные ситуации» и др. 2. Серия «Это надо знать»: «Дети и дорога», «Знаки дорожного движения» и др. 3. Серия детских развлекательных игр-лото: «Лото дорожных знаков», «Лото дорожных ситуаций» и др.

Интернет-ресурсы 12.http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования 13. http://www.mon.gov.r — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»  14. www.fgosreestr.ru – Реестр примерных основных образовательных программ 15. http://www.avtodeti.ru  — Десятилетие действий ООН по обеспечению безопасности дорожного движения 16.http://www.who.int/roadsafety/decade_of_action/plan/russian.pdf — Глобальный план осуществления Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011-2020гг. 17. http://vidod.edu.ru/ — Портал «Дополнительное образование детей» 18. http://www.gibdd.ru – сайт Госавтоинспекции МВД России

 

Памятка юного пешехода 

Выйдя на улицу, юный пешеход должен вежливо передвигаться не только по тротуару,  но и обочине!

Переходить проезжую часть дороги юный пешеход должен только на разрешающий  (зелёный) сигнал светофора, по пешеходному переходу или на перекрёстках!

Юный пешеход не должен выходить или выбегать на проезжую часть из-за стоящего транспорта, деревьев, не осмотрев предварительно улицу!

Юному пешеходу запрещается перебегать проезжую часть!

Юный пешеход обязан предостеречь, своих товарищей от нарушения правил дорожного  движения!

Юный пешеход обязан помочь людям пожилого возраста при переходе проезжей части!

Юный пешеход всегда должен соблюдать требования правил дорожного движения!

Памятка для родителей по правилам дорожного движения 

  1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения — наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям.  Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению.
  2. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.
  3. Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас — этим вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться — это типичная причина несчастных случаев.
  4. Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.
  5. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл издалека. Научите его всматриваться вдаль.
  6. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая машина едет прямо, а какая готовится к повороту.
  7. Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему.

 

Подвижные игры по правилам дорожного движения 

Игра «Автобус»

«Автобусы» — это команды детей «водитель» и «пассажиры», В 6-7м от каждой команды ставят  флажки. По команде «Марш!» быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются к своим командам, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т. д. Играющие держат друг друга  за локти. Когда автобус (передний игрок — «водитель») возвращается на место с полным составом  пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая  на конечную остановку.

Игра «Будь внимательным!»

Дети запоминают, где и когда надо делать. Идут по кругу и внимательно слушают сигналы

регулировщика дорожного движения. По сигналу: «Светофор!» — стоим на месте, по сигналу:  « Переход!» — шагаем, по сигналу: «Автомобиль!» — держим в руках руль.

Игра «Грузовики»

Играющие держат в руках автомобильные рули — это грузовики. Им необходимо доставить  срочный груз. На голове у каждого положен небольшой мешочек с опилками или песком.  Кто сможет бежать так быстро, чтобы обогнать всех своих соперников и не уронить груз-  этот мешочек?

Игра «Иду по дорожке»

Игроки идут по дорожке, называя на каждый шаг, например, название дорожных знаков и др.  Побеждает сделавший больше шагов и назвавший, больше слов.

Игра «Кого назвали — тот и ловит»

Играющие располагаются по кругу. В центре — регулировщик дорожного движения (водящий).  Он называет имя одного из стоящих по кругу и бросает ему мяч. Названный ловит мяч,  называет какой-либо вид транспорта и бросает мяч регулировщику. Тот, кто не поймал мяч,  или не назвал слово, становится водящим.

Игра «Найди пару»

Играющим раздаются полоски бумаги с изображением дорожных знаков. Не разговаривая,  каждый должен найти себе пару, тот есть партнера с такой же картинкой. Пары становятся в круг.  Усложнения: каждая пара рассказывает, что обозначает их дорожный знак.

Тест

  1. Назови последовательность смены сигналов в трехсекционном светофоре:

 

а) зеленый, красный, желтый

б) зеленый, желтый, красный

в) красный, желтый, зеленый

  1. Какая часть улицы предназначена для пешеходов?

а) мостовая

б) тротуар

в) велосипедная дорожка

  1. При каком сигнале светофора можно переходить улицу?

а) при желтом

б) при красном

в) при зеленом

  1. Где должны переходить пешеходы при отсутствии тротуара?

а) по правой стороне обочины

б) по правому края дороги

в) по левой обочине, навстречу движущемуся транспорту

  1. При каком положении регулировщика можно начинать переход?

а) если регулировщик стоит к вам лицом

б) если регулировщик поднял руку вверх

в) если регулировщик обращен к вам боком, руки подняты в стороны

  1. Как пешеходы должны ходить по тротуару?

а) придерживаясь левой стороны

б) придерживаясь правой стороны

в) придерживаясь середины

  1. Как вы должны поступить, если во время перехода перекрестка зеленый сигнал светофора сменился желтым?

а) быстро перебежать улицу

б) вернуться на тротуар

в) остановиться на осевой линии и дождаться зеленого сигнала светофора

Словарик пешехода 

Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных  средств полоса земли, либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, также трамвайные пути, тротуары, обочины и  разделительные полосы при их, наличии.

Прилегающая территория — территория, непосредственно прилегающая к дороге и предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы,  автостоянки, АЭС, предприятия и т. д.).

Тротуар — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей,  грузов и оборудования, установленного на нем.

Маршрутное транспортное средство — транспортное средство общего; пользования  (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей (пассажиров)  и движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами  (остановками).

Механическое транспортное средство — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое  в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные  машины.

Участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе  движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Водитель — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством погонщик, ведущий  по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий  вождению.

Пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на  ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках  без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски.

Пешеходный переход — участок проезжей части, обозначенный специальными знаками и  (или) разметкой и выделенный для движения, пешеходов через дорогу. При отсутствии разметкиширина пешеходного перехода определяется расстоянием между

 

Учебно — тематический план работы «Юная  смена ГИБДД»

1 года обучения

Дата проведения Теоретическая часть

 

Теория Практика
1 Введение 1
1.1.   Вводное занятие. Инструктаж по  технике безопасности на занятиях кружка (Беседа с участием представителя ГИБДД) 1
2 Правила дорожного движения 51
2.1.   Разработка и изучение положения о профильном классе .Задачи на новый учебный год. Основные понятия и термины ПДД(Беседа с участием представителя ГИБДД) 3 1
2.2.   Права  и обязанности и ответственность участников дорожного движения. 2
2.3.   Дорожные знаки и дополнительные средства информации

 

6 4
2. 4.   Правила движения пешехода. 1 1
2.5.   Где и как переходить улицу? 1 2
2.6.   Элементы улиц и дорог. 1 1
2.7   Регулируемый перекрёсток 1 1
2.8   Нерегулируемый перекрёсток 1 2
2.9   Правила движения велосипедистов, мопедиста

 

2 2
2.10.   Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте

 

1 2
2.11.   Движение группы пешеходов и велосипедистов 1 2
2.12.   Устройство велосипеда; технические требования к велосипеду и мопеду. 1 1
2.13.   Фигурное вождение велосипеда. (с участием представителя ГИБДД) 1 2
2.14.   Дорожная разметка. 1 1
2. 15.   Правила пользования транспортом 1
2.16.   На железной дороге. 1 1
2. 17.   Движение по загородной дороге 1 1
2. 18.   Дорожные ловушки 1
3 Первая медицинская помощь 10
3.1.   Ожоги, обморожения 1 1
3.2.   Виды кровотечений. Остановка кровотечений 1 1
3.3.   Транспортировка пострадавших

 

1 2
3.4.   Переломы

 

1 2
4 Творческие мероприятия 6
    Постановки различных ситуаций на дорогах(с участием представителя ГИБДД)

 

2 4
  ИТОГО 68

 

 

Учебно- тематический план

2 года обучения

Дата проведения Теоретическая часть

 

Теория Практика
1   Введение. Инструктаж по технике безопасности на занятиях 2

 

2 Правила дорожного движения 38
2.1.   Основные понятия и термины ПДД 1
2.2.   Права, обязанности ответственность участников дорожного движения. (Беседа с участием представителя ГИБДД) 2
2.3.   Дорожные знаки и дополнительные средства информации

 

3 2
2.4   Правила движения пешехода 1 1
2.5.   Где и как переходить улицу 1 2
2.6.   Элементы улиц и дорог 1 1
2.7.   Регулируемый перекрёсток 1
2.8.   Нерегулируемый перекрёсток 1 1
2.9.   Правила движения велосипедиста, мопедиста. 2
2.10.   Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте 2
2.11.   Движение группы пешеходов и велосипедистов 1 1
2.12.   Устройство велосипеда 2
2.13.   Фигурное вождение велосипеда(с участием представителя ГИБДД) 2
2.14.   Дорожная разметка 1 1
2.15.   Правила пользования транспортом(Беседа с участием представителя ГИБДД) 1 1
2.16.   На железной дороге 1 1
2.17.   Движение по загородной дороге 1 1
2.18.   Дорожные ловушки 1 1
3 Первая медицинская помощь 18
3.1.   Ожоги и обморожения (Беседа с участием мед. Работника) 1 1
3.2.   Виды кровотечений 1 1
3.3.   Транспортировка пострадавших 1 1
3.4.   Травма головы, грудной клетки, живота. 1 2
3.5.   Шок, обморок. 1 2
3.6.   Переломы(Беседа с участием мед. Работника) 1 1
3.7.   Первичное реанимационное пособие 1
3.8.   Виды и техника наложения повязок. 2
3.9.   Медицинская аптечка 1
4 Страхование 2
4.1.   Основы страхования. 1 1
5 Пропаганда правил дорожного движения и детского дорожно-транспортного травматизма 8
5.1.   Проведение акций (Совместно с УГИБДД МВД по КЧР) 1 3
5.2.   Подготовка плаката 2
5.3.   Участие в конкурсах(Совместно с УГИБДД МВД по КЧР) 2  
  В течении учебного года допольнительно по согласованию с УГИБДД МВД по КЧР проведение различных акций,конкурсов.    
  ИТОГО 68