Учебный план начального общего образования на 2017-2018 учебный год

 

  1. Пояснительная записка

к учебному плану начального общего образования

МБОУ «Центр образования №11» г.Черкесска

на 2017-2018 учебный год

 

  • Учебный план

Учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.

Учебный план является частью основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Центр образования №11» г.Черкесска.

 

  • Нормативная база

Учебный план МБОУ «Центр образования №11» г.Черкесска, реализующего основную общеобразовательную программу начального общего образования, формируется в соответствии с:

— Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.200 г. № 373 (далее — ФГОС начального общего образования);

— Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598;

— Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599;

— Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015;

— Письмом Министерства образования и науки РФ от 08.10.2010 г. № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры»;

— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

— Приказом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики от 17.05.2012 г. № 545 «О введении курса «Основы религиозных культур и светской этики с 1 сентября 2012 г.»;

—  СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г);

— СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,утвержденными ПостановлениемГлавного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26;

— Приложением к письму МО РФ № 957/13-13 от 17.2.2001 г. «О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы»;

— Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки КЧР от 23.05.2017 г. № 2100«О формировании учебных планов образовательных организацийКЧР, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2017/2018 учебный год»;

— Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Центр образования №11»г.Черкесска.

Учебный план начального общего образования МБОУ «Центр образования №11» г.Черкесска  на 2017-2018 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее СанПиН 2 4.2 2821 -10),  и  предусматривает 4-летний           нормативный срок освоения  образовательнойпрограммы  начального общего образования для 1 – 4-хклассов.

 

  • Организация учебного процесса в  МБОУ «Центр образования №11» г.Черкесска

Организация образовательного процесса в МБОУ «Центр образования №11» г.Черкесска регламентируется годовым календарным учебным графиком.

Продолжительность учебного года:

— в 1 классах — 33 учебные недели;

— во 2-4 классах — 34 учебные недели;

Учебный год начинается 1 сентября 2017 года.

Учебный год делится на четверти, являющиеся периодами, по итогам которых во 2-4-х классах выставляются отметки за текущее освоение общеобразовательных программ.

Продолжительность урока во 2-4 классах составляет 45 минут. Проведение нулевых уроков запрещено. Продолжительность перемен между уроками составляет от 10 до 20 минут. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных занятий и внеурочной деятельности. Занятия внеурочной деятельности проводятся с перерывом 40 минут (динамическая пауза) после последнего урока.

Начало занятий в 08 часов 00 минут. Обучение осуществляется в две смены.

Расписание звонков в начальной школе:

1 смена (1е, 2е, 4е классы)

№пп Начало  урока Окончание урока перемена
1 8.00 8.45 10
2 8.55 9.40 10
3 9.50 10.35 15
4 10.55 11.40 15
5 11.55 12.40 15
6 12.55 13.40 30

 

2 смена (3и классы)

7 14.10 14.55 10
8 15.05 15.50 15
9 16.05 16.50 15
10 17.05 17.50 10
11 18.00 18.45  

 

Продолжительность учебной недели

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана начального общего образования МБОУ «Центр образования №11» г.Черкесска не превышает величину недельной образовательной нагрузки.

Продолжительность учебной недели: 5 учебных дней.

Максимальная аудиторная нагрузка обучающихся соответствует нормативным требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и составляет:

 

Классы I II III IV
Максимальная нагрузка, часов 21 23 23 23

 

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет:

— для обучающихся 1-х классов не превышает 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;

— для обучающихся 2-4-х классов не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков, за счет урока физической культуры.

Дополнительные требования при организации обучения в 1 классе

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

— учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

— использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, четвертый урок и один раз в неделю пятый урок (всего 48 уроков) проводятся в нетрадиционной форме (целевые прогулки, экскурсии, уроки-театрализации, уроки-игры), в ноябре-декабре — по 4 урока в день по 35 минут каждый и один раз в неделю пятый урок – физическая культура; январь — май — по 4 урока в день по 45 минут каждый) и один раз в неделю пятый урок – физическая культура.

— в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью 40 минут;

— обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и без домашних заданий;

— в середине третьей четверти организуются дополнительные каникулы.

 

  • Особенности учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС НОО (1-4 классы)

Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).

ФГОС НОО устанавливает не только обязательные учебные предметы, но и обязательныепредметные области.

— Предметная область «Русский язык и литературное чтение»

— Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»

— Предметная область «Математика и информатика»

— Предметная область «Обществознание и естествознание»

— Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики»

— Предметная область «Искусство»

— Предметная область «Технология»

— Предметная область «Физическая культура»

На основании п.10.20 СанПиН 2 4.2 2821-10 3-ий час предмета «Физическая культура» вынесен во внеурочную деятельность (курс «Физическая культура. Урок здоровья).

  • Региональная специфика учебного плана

Региональной спецификой учебного плана является изучение предметов «Родной язык» (2 ч. в неделю) и «Родная литература» (1 ч. в неделю) в 1-4-х классах.

 

  • Изучение учебного предмета«Основы религиозных культур и светской этики»

В учебный план 4-х классов включен 1 час в неделю (34 часа в год) на изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — ОРКСЭ).

Целью комплексного курса ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный предмет является светским.

Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей) обучающихся. На основании произведенного выбора формируются учебные группы вне зависимости от количества обучающихся в каждой группе. Возможно формирование учебных групп из обучающихся нескольких классов.

  • Деление классов на группы

При проведении учебных занятий по предметам «Иностранный язык (английский)» (2-4 классы), (при наполняемости класса 25 человек и более).

  • Требования к объёму домашних заданий

Согласно п.10.30. СанПиН 2.4.2.2821-10 домашние задания даются обучающимся с учётом возможности их выполнения в следующих пределах:

  • в 1 классе — без домашних заданий;
  • во 2-3-х классах — до 1,5 астрономических часов;
  • в 4—х классах — до 2 астрономических часов.
    • Формы промежуточной аттестации обучающихся

Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой.

Промежуточная аттестация проводится, начиная со второго класса.

Сроки проведения годовой промежуточной аттестации в МБОУ «Центр образования №11» г.Черкесска устанавливаются календарным учебным графиком школы на 2017 – 2018 уч. год. (Приказ № 60/4 от 29.05.2015 года).

На основании Положения МБОУ «Центр образования №11» «О формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» годовая промежуточная аттестация обучающихся 2-4-х классов проводится по каждому учебному предмету с учетом его специфики и представлена в таблице:

 

Учебные предметы Формы промежуточной аттестации
2 3 4
Предметные результаты
Русский язык Диктант с грамматическим заданием Диктант с грамматическим заданием Контрольное изложение
Литературное чтение Проверка осознанности и техники чтения Проверка осознанности и техники чтения Эссе на основе худ.текста
Родной язык Контрольное списывание Диктант с грамматическим заданием Диктант с грамматическим заданием
Литературное чтение на родном языке Пересказ худ.текста Проверка осознанности и техники чтения Эссе на основе худ.текста
Иностранный язык Итоговое тестирование Контрольная работа Контрольная работа
Математика

Контрольная

(комбиниров.) работа

Контрольная

(комбиниров.) работа

Контрольная

(комбиниров.) работа

Окружающий мир Тестирование Защита проекта Тестирование
Основы религиозных культур и светской этики Защита проекта
Музыка

Практическая работа

(урок-концерт)

Практическая работа

(урок-концерт)

Практическая работа

(урок-концерт)

Изобразительное искусство

Практическая работа

(итог.рисунок)

Практическая работа

(итог.рисунок)

Практическая работа

(итог.рисунок)

Технология

Практическая работа

(поделка)

Практическая работа

(поделка)

Практическая работа

(поделка)

Физическая культура Сдача нормативов Сдача  нормативов Сдача нормативов
Метапредметные результаты
Итоговая комплексная работа Итоговая комплексная работа Итоговая комплексная работа

 

Итоги годовой промежуточной аттестации отражаются в электронном журнале в виде отметки по пятибалльной шкале в разделе тех учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по которым она проводилась. Отметки за промежуточную аттестацию выставляются в электронный журнал в отдельном столбце.

Итоговая отметка по учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) при проведении годовой промежуточной аттестации с аттестационными испытаниями выставляется учителем с учетом отметок за четверть, годовой отметки и отметки, полученной при прохождении годовой промежуточной аттестации.

 

  1. Недельный учебный план начального общего образования

МБОУ «Центр образования №11»г.Черкесска на 2017-2018 учебный год

(пятидневная учебная неделя)

Предметные области Учебные предметы / Классы  Количество часов в неделю

 

Всего

I II III IV
Обязательная часть
Русский язык и литературное чтение Русский язык 4 4 4 4 16
Литературное чтение 4 3 3 3 13
Родной язык и литературное чтение на родном языке Родной язык 2 2 2 2 8
Литературное чтение на родном языке 1 1 1 1 4
Иностранный язык Иностранный язык 0 2 2 2 6
Математика и информатика Математика 4 4 4 4 16
Обществознание и естествознание (окружающий мир) Окружающий мир 1 2 2 1 6
Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики 0 0 0 1 1
Искусство Музыка 1 1 1 1 4
Изобразительное искусство 1 1 1 1 4
Технология Технология 1 1 1 1 4
Физическая культура Физическая культура 2 2 2 2 8
Итого 21 23 23 23 90
внеурочная деятельность 10 10 10 10 40
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Максимально допустимая недельная нагрузка 21 23 23 23 90
Всего к финансированию 31 33 33 33 130

 

4.8   ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МБОУ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №11»

4.8.1. 8          ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

План внеурочной деятельности является частью организационного раздела основной образовательной программы начального  общего образования и представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной

деятельности и включает:

— план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по предметам программы начальной  школы);

— план воспитательных мероприятий.

В соответствии с планом внеурочной деятельности создаются условия для получения образования всеми обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

 

4.1 Содержание плана внеурочной деятельности.

Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность составляет 10 часов в неделю. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических образовательных программ (лагерь с

дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в туристических походах, экспедициях, поездках и т.д.).

 

4.2  Состав и структура направлений внеурочной деятельности.

 

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:

  • Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценногофизического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре;
  • Духовно-нравственное направление направлено на освоение детьми духовныхценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике;
  • Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способыдеятельности:
  • трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.

—   Общеинтеллектуальное       направление    предназначено    помочь   детям    освоить

разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность;

  • Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное,бережное,заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков

 

Внеурочная деятельность организуется через следующие       формы:

 

  1. Экскурсии;
  2. Кружки;
  3. Секции;
  4. Олимпиады;
  5. Соревнования;
  6. Конкурсы;
  7. Фестивали;
  8. Поисковые и научные исследования.

 

 

4.3  МБОУ «Центр образования №11» функционирует:

— понедельник — пятница с 08.00 до 18.30 часов

Продолжительность внеурочной деятельности  10 часов в неделю.

Для обучающихся, посещающих занятия в организациях дополнительного образования, спортивных школах, музыкальных школах и других образовательных организациях, количество часов внеурочной деятельности сокращается, при предоставлении родителями (законными представителями) обучающихся, справок, указанных организаций.

Внеурочная деятельность организуется во второй половине дня не менее, чем через 40 минут после окончания учебной деятельности.

Ежедневно проводится от 1 до 2-х занятий, в соответствии с расписанием и с учётом общего количества часов недельной нагрузки по внеурочной деятельности, а так же с учётом необходимости разгрузки последующих учебных дней.

            На уровне начального общего образования устанавливается пятидневная учебная неделя. Продолжительность занятия внеурочной деятельности во II-IV классах составляет 45минут.

В первом   классе   с   целью   реализации   «ступенчатого»   метода   постепенного наращивания учебной нагрузки, в соответствии с п. 10.10. СанПиН 2.4.2.2821-10, обеспечивается организация адаптационного периода (письмо МО РФ от 20 апреля 2001 г. № 408/13-13). Продолжительность занятия для обучающихся 1 класса в 1 полугодии составляет 35 минут. Во 2 полугодии – 45 минут.

С целью профилактики утомления, нарушения зрения и осанки обучающихся, на занятиях проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз при обучении письму, чтению и математике.

 

Режим внеурочных занятий и перемен для учащихся1-х классов

(с ноября включительно.):

 

Занятия Время проведения
Окончание занятий 11.00
Обед 11.00-11.30
Прогулка (динамический час) 11.30-12.00
1 занятие 12.00-12.35
Перемена 12.35 – 12.45
2 занятие 12.45 – 13.20

 

Режим внеурочных занятий и перемен для учащихся

2, 4-х классов (сентябрь-май)

Занятия Время проведения
Окончание занятий 11.40
Обед 11.55-12.30
Прогулка (динамическая пауза) 12.30-13.00
1 занятие 13.00-13.45
Перемена 13.45 – 13.50
2 занятие 13.50 – 14.35

 

Режим внеурочных занятий и перемен для учащихся

3-х классов (2 смена)

 

Занятия Время проведения
Началозанятий  внеурочной
деятельностью:
1 занятие. 10.55 – 11.40
2 занятие. 11.55 – 12.40
Обед. Прогулка. 12.55-13.40
Начало учебных занятий 14.10

 

 

 

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Центр образования №11»

________________  Е.В.Ляшова

 

 

Недельный план внеурочной деятельности

МБОУ «Центр образования №11» г.Черкесска

(начальное общее образование)

на 2017-2018 учебный год

 

Направление

внеурочной

деятельности

Программа  Количество часов в неделю Всего
I II III IV
Общеинтеллектуаль-ное Логика 1 1 1 1 4
Я познаю мир 1 1 1 1 4
Спортивно-оздоровительное

Физкультура.

Урок здоровья

1 1 1 1 4
Поиграйка 1 1 1 1 4
Общекультурное Музыка 1 1 1 1 4
Мастерская чудес 1 1 1 1 4
Духовно-нравственное Азбука нравственности 1 1 1 1 4
В гостях у сказки 1 1 1 1 4
Социальное Школа общения 1 1 1 1 4
Безопасная дорога (ПДД) 1 1 1 1 4
Итого 10 10 10 10 40
Максимально допустимая недельная нагрузка 10 10 10 10 40
Всего к финансированию 10 10 10 10 40

*Занятия организовываются в разнообразных формах: разработка проектов, поисково-исследовательские конференции, беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты, практикумы, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, различные акции, выставки рисунков, поделок и творческих работ обучающихся и т.п.

Ожидаемые результаты

Все виды внеурочной деятельности учащихся начального общего образования ориентированы на достижение воспитательных результатов.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности свидетельствует об эффективности реализации внеурочной деятельности.

 

Первый уровень Второй уровень Третий уровень
Школьник знает и понимает Школьник ценит Школьник самостоятельно
общественную жизнь общественную жизнь действует в общественной
(1 класс) (1-2-3 классы) жизни (3-4 класс)

Приобретение

школьником

Формирование позитивных Получение школьником
социальных знаний (об отношений школьников к опыта самостоятельного
общественных нормах, об базовым ценностям общества социального действия.
устройстве общества, о (человек, семья, Отечество,
социально одобряемых и природа, мир, знание, труд,
неодобряемых формах культура).
поведения в обществе и т.п.),
понимание социальной
реальности и повседневной
жизни.

 

 

 

Взаимосвязь планируемых результатов и форм внеурочной деятельности:

 

Уровни Преимущественные формы достижения планируемых
результатов

 

Первый

Беседы,  факультативы,  олимпиады,  игры,  культпоходы,  экскурсии,
социальная  проба  (участие  в  социальном  деле,  организованном
взрослым), игры с ролевым акцентом, занятия по конструированию,
рисованию, техническому творчеству и т.д., занятия спортом, беседы
о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, поездки и т.д.

 

Второй

Игры с деловым акцентом, интеллектуальный или творческий клуб,
агитбригады,  смотры-конкурсы,  театральные  постановки,  дебаты,
диспуты,   дискуссии,   инсценировки,   концерты,   художественные
выставки, фестивали, спектакли, КТД (коллективно-творческое дело),
трудовыедесанты,сюжетно-ролевыепродуктивныеигры,
оздоровительные  акции,  социально-значимые  акции,  туристические
походы и т.д.

 

Третий

Социально моделирующие игры, детские исследовательские

проекты, внешкольные акции, конференции, интеллектуальные

марафоны;  проблемно-ценностная  дискуссия;  социально-значимые,

трудовые, творческие, художественные акции в социуме (вне школы), выступление творческих групп самодеятельного творчества; социально-образовательные проекты, спортивные и оздоровительные акции в социуме, поисково-краеведческие экспедиции, ярмарки и т.п.